May 5, 2014

Как создать интересный персонаж в книге

Героем художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п. Если ваша героиня отличается лишь бархатистой кожей и упругостью форм, то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.

Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В "Войне и мире" Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два.

Считается, что три — оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три — в самый раз.

Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.

Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает:

• симпатию — одобрение и сочувствие;

• эмпатию — читатель легко представляет себя на его месте.

Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот — всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее:

• достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их;

• уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой;

• привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию другого я уже не хочется отпускать.

Многие считают, что идеальный герой — это простой человек. Поэтому в рукописях, приходящих в издательство, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше — персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением — они описывают себя и свои проблемы.

Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов — с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком? То-то и оно. Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.

Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.

Дональд Маасс дает интересную идею — как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.):

Если мы начнем описывать прекрасную девушку стандартным путем — какого цвета у нее глаза и какие волосы, — все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем его эмоции — что он испытывает, глядя на героиню, — то сцена заиграет совсем по-другому. Главное — сделать акцент на субъективном восприятии.

То же самое с царями и прочими великими: продемонстрируйте не властное лицо, не благородную посадку головы, а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.


Архетипы литературных героев


Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в книге "Герои и героини" подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы:

Мужские:

1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из "Крестного отца" М. Пьюзо.

2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из "Унесенных ветром" М. Митчелл.

3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в "Винни-Пухе" А. А. Милна.

4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в "12 стульях" И. Ильфа и Е. Петрова.

5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из "Это я, Эдичка" Э. Лимонова.

6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.

7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из "Казино Рояля" Яна Флеминга.

8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из "Графа Монте-Кристо" А. Дюма.


Женские:

1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из "Петра I" А. Толстого.

2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.

3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из "Войны и мира" Л. Толстого.

4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из "Алисы в Стране чудес" Л. Кэрролла.

5) Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.

6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.

7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа "Завтра была война" Б. Васильева.

8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа Мать М. Горького.

Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из "Ночи перед Рождеством" Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.

Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.

Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.
 

Штампы героев


• Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя.

• Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце.

• Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления.

• Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден.

• Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов.

• Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли всевозможные Трое-из-ларца-одинаковы-с-лица, Серый Волк и Золотая рыбка. В современной прозе роль волшебников играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.п.

• Шлюха — пытается соблазнить героя. Обычно добра по натуре.

• Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.

• Женщина-стерва — поначалу она ругается с главным героем, а потом влюбляется в него.

• Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя.

• Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно оборачивается бедой.

• Ложный кумир — поначалу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.

• Злодей, которому нужна власть над миром.

• Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть главного героя даже вдесятером.


Из фольклора в литературу перекочевали и следующие клише:

Большой и сильный = простоватый

Старый = мудрый

Ребенок = беззащитный, положительный

Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство

Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик

Стражник, охранник = туповатый

Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный

Человек в очках = хилый, слабовольный

Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни

Красивый = хороший, уродливый = плохой (Кстати, старайтесь не перенаселять роман красавцами и красавицами. В реальной жизни красивых людей мало.


Как и с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами. Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет плохой, а другая хорошей по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.
 

Досье на героя


Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии героя. Составьте на него досье:

• Ф.И.О. или прозвище.

• Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история?

• День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу.

• Внешность: фигура, лицо, зубы, руки.

• Манера одеваться.

• Жестикуляция, громкость голоса.

• Темперамент: кто ваш герой — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик?

• Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой?

• Отношение к сексу.

• Любовь для него — это...

• Его идеал женщины (мужчины)?

• Что он ценит в людях?

• Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно?

• Он женат, разведен, вдов? Если у него есть бывшие, то что он думает о них?

• У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения?

• Место жительства — страна, город, район.

• Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба?

• Как выглядит его жилище?

• Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи?

• На чем он перемещается?

• Что он любит? Что не любит?

• Каковы его привычки?

• Он сова или жаворонок?

• Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь?

• Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или всеядное животное?

• Имущество: счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне?

• У него есть хобби?

• У него есть домашние животные?

• У него есть цель в жизни?

• О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты?

• Он по натуре предприниматель или наемный работник?

• Уровень образования?

• Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку? Посещает выставки? Что именно ему нравится?

• Что думают о нем друзья?

• Кем и где он работает? Ему нравится его работа? Если он не работает, то чем он заполняет свои дни?

• Он считает, что дети — это цветы жизни, злобные монстры, неопознанные ходячие объекты?

• Его отношение к религии.

• Его отношение к политике.

• Что он думает о своей расе и национальности?

• Родина — это важно или Мой дом — планета Земля?

• Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей.

• Кто его лучший друг?

• Что оказало на него самое большое влияние?

• Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает?

• У него есть враги? Если да, то кто именно?

• Как обстоят дела со здоровьем?

• За какие идеалы он готов умереть?

• В чем заключается его проблема в начале романа?

• Как он меняется на протяжении романа?

• Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа?

• Почему он должен быть им интересен?
 http://www.avtoram.com

1 comment:

який сьогодні день?

  який сьогодні день? На перший день він створив вечерю. На двох, при свічках, солодкі коктейлі. Не встиг ще створити палац — мерехтіли в пе...